Об организации системы наставничества в СПб ГБПОУ КСиПТ
Об организации системы наставничества в СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»
В настоящее время СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий», реализует инновационную образовательную программу «Разработка организационно-методической модели внедрения наставничества в колледже и на предприятии в практику подготовки кадров по программам среднего профессионального образования». Для решения задач инновационной образовательной программы была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители судостроительных предприятий АО «Адмиралтейские верфи» и ПАО СЗ «Северная верфь», сотрудники и студенты СПб ГБПОУ КСиПТ. Рабочая группа определила основные формы внедрения системы наставничества в образовательном учреждении и на предприятии, в случае которых назначается наставник:
— «студент-студент»;
-«преподаватель-преподаватель»;
-«работодатель-студент».
Основной задачей наставника является передача наставляемому опыта и знаний, необходимых для выполнения им будущей работы, помощь в организации рабочего места на предприятии и в колледже, а также в процессе образовательной деятельности.
Для внедрения системы наставничества были разработаны локальные акты и изданы приказы:
— Положения о наставничестве между СПБ ГБПОУ КСиПТ и судостроительными организациями АО «Адмиралтейские верфи» и ПАО СЗ «Северная верфь» по организации производственной практики (были разработаны два положения, так как на каждом предприятии имеются свои особенности организации наставничества), которые определяют формы наставничества, зоны ответственности участников, их права и обязанности, порядок стимулирования наставников.
— Программы обучения и повышения квалификации наставников «Наставничество как процесс сопровождения молодого сотрудника от ученика до профессионала»;
— Приказы о назначении наставников в колледже и на предприятии;
— Должностные обязанности наставников в колледже и на предприятии.
Ввиду того, что роль наставника является основной при внедрении системы наставничества, были осуществлены следующие мероприятия:
— составлен перечень профессиональных компетенций наставников на основе анкетирования работодателей, сотрудников колледжа и обучающихся;
— разработаны методика выявления профессионально-важных качеств и умений потенциальных наставников и диагностические материалы для этого.
— проведен отбор потенциальных претендентов на роль наставников колледжа и судостроительных предприятий;
— скомплектована база данных потенциальных претендентов на роль наставников.
Формы наставничества «работодатель – студент» и «преподаватель-преподаватель» реализуется колледжем уже не первый год.
Так на крупнейших предприятиях Санкт-Петербурга, таких как АО «Адмиралтейские верфи» ПАО «СЗ «Северная верфь», АО «Кировский завод», АО «Балтийский завод» и другие, существовала и существует практика подготовки и поддержки наставников, многие крупные предприятия считают такие расходы хорошим вложением в развитие и формирование кадрового потенциала своих предприятий. Но так как современные реалии (новые ФГОС, профстандарты) требуют внесения изменений в систему наставничества, то участие колледжа в совместной работе с предприятиями очень важно. Сотрудниками колледжа совместно с представителями работодателей разработан проект модели внедрения наставничества на предприятии, скомплектованы учебно — методические материалы, обеспечивающие обучение по дополнительным профессиональным программам (программ обучения и повышения квалификации наставников), разработана регламентирующая документация по наставничеству (бланки, оценочные листы, тесты, документы, инструкции для наставников, формы отчетности); оптимизированы имеющиеся на предприятиях критерии оценки эффективности деятельности наставников и системы наставничества в целом.
Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, то и здесь немаловажную роль играет передача опыта, знаний между коллегами.
Цели наставничества в колледже аналогичны целям наставничества на предприятии. Это и помощь новым преподавателям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы, и реализация обучения на рабочем месте, и передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов, и понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры и т.д.
На основании изучения трудовых функций педагогического работника нами было отмечено, что к выполнению образовательной и воспитательной функции, в основном, молодые или вновь пришедшие преподаватели готовы, поскольку являются, как правило, квалифицированными специалистами. А вот к выполнению методической и инновационной функции они подготовлены недостаточно, вследствие чего в модель системы наставничества в колледже включен большой модуль методической направленности и модуль с рекомендациями использования инновационных методик преподавания с учетом разных возрастных групп обучения.
Форма наставничества «студент – студент» — предполагает взаимодействие обучающихся колледжа, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Для применения этой формы наставничества уже создана база студентов – наставников (6 человек) и разработаны методические рекомендации по формированию организационной модели внедрения этой формы наставничества в колледже. Работа студентов – наставников запланирована в 2020-2021 уч. году.